Есть ли будущее у "Автогаранта-Плюс"
07.11.2018
ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «АВТОГАРАНТА-ПЛЮС»?
(Размышления Валентины Анатольевны Кукшегоровой)
Важины, Никольский Винницы, Вознесенье, Пидьма. Это в утраченном нами государстве были поселения крупные в окружении деревень.
Как осуществлялось тогда транспортное сообщение? Жили трудно, но постепенно развивались предприятия, наполнялся бюджет, и транспорт получал средства на развитие. В районе был свой аэродром (кстати, правительство предлагает восстанавливать такие аэродромы, где ещё возможно). Был водный транспорт, развивалось автобусное сообщение. Мы упорно выкарабкивались из бедности.
В одночасье всё развалилось. Девяностые под гребёнку выстригли всё, что зарабатывалось кропотливым трудом и распределялось для всех. Хотя наш строй пока ещё продолжает называться «народовластие», но капиталистические отношения уже дают о себе знать. Всё в этом мире относительно, а надо признать, жить в нём мы не умеем. Кто-то перебивается с хлеба на квас, а другие уже жалуются на недостаток комфорта. Я оказалась в числе последних, потому что часто пользуюсь общественным транспортом.
Недоумение возникло по поводу необходимости ежемесячно активировать единый социальный проездной билет через почтовые отделения в городе. Раньше мы это делали в здании автовокзала. Если городским жителям это удобно, то мы, жители поселений, не успеваем уехать домой следующим рейсом, а гулять по городу пенсионеру или инвалиду нет необходимости. Кому удобно?
Выяснила, что «придумщик» - областной комитет финансов. Кстати, для предприятия получение «живых» денег благоприятно сказывалось, например, на своевременное приобретение топлива. А теперь сначала деньги поступят в область, затем полежат в банке до конца месяца, а после получения отчётов по «валидаторам» их перечислят предприятию. На заправке ему на две недели топливо отпускают в долг, а на денежки в банке «капает процент». Кому это выгодно? Предприятие хотело иметь хотя бы авансирование, но… «низя»! Для нас, пассажиров, и выгоды нет, и неудобно, и по времени затратно. Да, кто ж нас спрашивает?! Вот уж точно: «…Жираф большой, ему видней!»
Недоразумения появились и с автотранспортом. Утром, 25 октября, возмущению жителей двух посёлков не было предела. Как всегда нежданно-негаданно наступили холода, и запань через Важинку сняли. Заранее объявлениями известить население правобережья и Никольского администрации поселений забыли. А в этом году перевозчик «Автогарант-Плюс» сработал, как на грех, своевременно: автобус из Никольского (30 человек) проследовал по давно установленному расписанию до центра Важин, но маршрут оказался продлён до остановки «Северная» (правобережье). Прихватили ещё 10 человек, поехали в город.
Нам бы поблагодарить водителя, но пассажиры стали возмущаться: почти на 20 минут позже должны приехать в город! И вообще: надоели эти совмещённые маршруты! Знаю, что до центра Важин есть прямые рейсы из города, но правобережье охвачено только рейсами совмещёнными. Почему и зачем они придуманы? Позвонила я в районную администрацию, а заодно решила узнать о причинах объединения маршрутов у директора «Автогарант-Плюс» Л.В. Корнышевой.
Вообще-то, предприятие выполняет перевозку пассажиров по заказу районной администрации. Как перевозчик получает муниципальное задание по установленным маршрутам, а расписание движения автобусов утверждает глава районной администрации. Заказ формируется из учёта пассажиропотока. На последние полгода средняя наполняемость автобусов по Важинам и Никольскому установлена как 25 человек, а по совмещённым маршрутам – 24 человека. Автобусов достаточно.
Ежегодно закупает автобусы (не для предприятия, а для организации перевозки пассажиров, в том числе и инвалидов!) администрация района на средства областного и районного бюджетов (софинансирование). При поломке надо каждый раз предоставить другой автобус, обеспечив выполнение требований и к технике, и к шофёру. Нельзя снять с другого рейса, даже, если в эти часы на каком-то маршруте нет большого пассажиропотока т.к. заявленные в расписании рейсы должны быть выполнены. Условия такие: даже, если один пассажир ехал утром из Пидьмы, вечером перевозчик обязан доставить его обратно; и для «семёрки», например, нельзя не подать автобус, если время указано в расписании.
В доход «Автогаранту-Плюс» засчитывается плата за проезд, которую получают непосредственно с пассажира, или при продаже проездного билета, в том числе и льготного, а также доплата из бюджета областного за проезд льготных категорий граждан. Только вот беда: себестоимость рейса намного выше, чем установлена плата за проезд, а пассажиропоток в районе значительно сократился.
Перечислю, какие показатели входят в установление себестоимости проезда. Заработная плата и начисления на неё. Поясню. Численный состав работников – 94 человека: водители - 41, кондукторы -18, диспетчеры - 5, кассиры - 2, слесари, сварщики, электрики -12, вспомогательный персонал - 2, контролёры ОТК - 3, медработники - 3 и организуют работу 8 управленцев. Некоторое время зарплата устраивала работников, но жизнь дорожает, начинается роптание.
Продолжу перечисление показателей. Топливо (и оно дорожает!). Страховка пассажиров. Технический осмотр автобуса перед рейсом и после рейса. Работы по ремонту, выполняемые слесарями, электриками, сварщиками. Приобретение запчастей (подчас импортных, более дорогих). Приобретение, ремонт, замена и настройка «валидаторов» (приборов учёта километража, а для города – количества пассажиров). Приобретение, содержание, ремонт и замена специального оборудования, которое следит за режимом труда и отдыха водителя – «Тахографы», и оборудования, которое через систему «ГЛАНАСС», отслеживает движение автобуса в режиме реального времени и передаёт данные в областное управление для обработки. Медицинский осмотр шоферов перед рейсом и после. Приобретение лицензий на установленные законом отдельные виды деятельности, связанные с перевозкой пассажиров. Кстати, знают ли наши жители, что некоторые автобусы оборудованы специальными пандусами для перевозки инвалидов-колясочников?
Как видим, себестоимость проезда в купе с низким пассажиропотоком не может обеспечить выполнение всех обязательств перед пассажирами. Но и увеличивать оплату за проезд больше, чем на проценты инфляции, зная о низких доходах основной массы населения, значит, не выполнить статью федерального закона №131 –ФЗ, где сказано, что транспорт должен быть доступным для жителей в поселениях, даже удалённых от центра района. Ещё бы подсказал этот закон, где деньги брать! Доход от продажи билетов мизерный в сравнении с расходами!
Чтобы обеспечить выполнение закона, «Автогарант-Плюс» получает из районного бюджета субсидию (денежную помощь, не требующую возврата) в размере 11 млн. рублей на год. Это немногим меньше миллиона рублей в месяц, за счёт чего предприятие и обеспечивает выполнение всех, предусмотренных законами, требований к перевозке пассажиров.
Выручает коммерческая деятельность. Заработанные предприятием средства от коммерческой деятельности (перевозка рабочих по заявкам от предприятий; заказы автобусов для поездок на экскурсии) расходуются на покрытие убытков от действующих процессов.
Был у предприятия ещё один вид коммерческой деятельности – междугородние перевозки пассажиров, да не выдержали конкуренции с так называемыми заказными перевозками: вроде и цены были там повыше, но затраты времени на поездку у маршрутного такси ниже: всего три часа. Автобусы имеют ограничения скорости в связи с обеспечением безопасности пассажиров. Чтобы не работать в убыток, надо провозить минимум 18 человек за пять часов рейса (это требование регламента). Желающих ездить на автобусах сократилось постепенно до 3-5 человек. Пришлось отменить рейсы. Конкуренция с «маршрутками» не пошла на пользу общественному транспорту!
Особенно большие расходы несёт предприятие на маршрутах Плотично, Пидьма, Вознесенье, где приходится по деревням собирать пассажиров, вынуждая их проезжать лишние километры, затрачивая дополнительное время на поездку. И для Важин, и для Никольского предложено было сделать дополнительные рейсы, так называемые, социальные, которые позволяют собирать пассажиров, не увеличивая оплату за проезд. Кроме того, весьма востребованными оказались рейсы из Никольского в Важины и в Усланку, минуя город.
Совмещение рейсов - вынужденная необходимость. Обслуживать посёлки, а особенно, деревни с низким пассажиропотоком за предложенную плату – просто убийственно для предприятия.
Я поняла одно: наше желание иметь больше комфорта (не тратить лишнее время, не наматывать лишние километры) упирается в то, что не окупаются расходы на содержание транспорта. Надо бы повысить цены за проезд, да наш карман не позволяет. Расширить бы коммерческую деятельность, да частники наступают на пятки. Если район позволит широко шагнуть в эту сферу частникам, то общественный транспорт вообще лишится дохода. Правда, пока только два конкурирующих субъекта работают так же, как и «Автогарант-Плюс» по муниципальному заданию и утверждённому расписанию: «ИП Рязанов», «ИП Попов». Опять выбор будет за населением, тем более, что возможно и для частников получение разрешения на провоз льготных категорий граждан, как это сделано в Лодейном Поле. Будет ли нам нужен общественный транспорт? Сумеет ли выжить предприятие, если конкурентов будет больше? – это вопрос из будущего, а ответа на него пока никто не знает.

← Назад к списку новостей