Старые тайны Юксовской волости
04.05.2020
СТАРЫЕ ТАЙНЫ ЮКСОВСКОЙ ВОЛОСТИ
(Исследователь родословной Ольга Якушева благодаря кропотливой работе с архивами сделала интересное краеведческое открытие, которым поделилась с нашими читателями)

Хотелось бы поделиться мыслями о распространении раскольничества в Юксовской волости, Олонецкой губернии. Юксовская волость состояла из 3 сельских обществ и 60 деревень: Гоморовическое общество, Гонгинское общество, Юксовское общество. (Волостное правление находилось в селении Ключинская).
Меня интересовало Юксовское общество. Именно в этих краях, в одной из деревень на берегу Юксовского озера на протяжении более двух веков, жили мои предки. Изучая свою родословную, я просмотрела все сохранившиеся на данный момент метрические книги, исповедные росписи, ревизские сказки дореволюционного периода, чтобы проникнуть в глубь веков.
И вот на что обратила внимание. Первую запись в метрической книге о своих прадедах я обнаружила только за 1845 год.
«1 января 1845 года венчался в дер. Тараги (Тарачи) государственный крестьянин Яков Иванов (Якушев), 28 лет, на девице Евдокии Матвеевой (Шиловой), 22 лет из дер. Лыткинской, государственного крестьянина Матвея Аристархова, дочь. Свидетель по жениху - Николай Иванов (Якушев), по невесте брат её - Пётр Матвеев из деревни Лыткинской крестьянина Петра Михайлова жена –Ульяна Аристархова.»
А в ревизских сказках Якушевы, проживающие в деревне Новый Починок (Тарага) упоминались, начиная уже с 1743 года. С этой даты и все последующие переписи: 1761,1781,1794, 1811, 1815,1833 года семья Якушевых числилась в переписных листах. Но, Якушевых не было ни в метрических книгах до 1845 года, ни в исповедных росписях. В чём же причина? Я её нашла. Они были раскольниками.
Историческая справка
Слово старообрядцы появилось после ИМЕННОГО ВЫСОЧАЙШЕГО УКАЗА НИКОЛАЯ II «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ», 17 АПРЕЛЯ 1905 г.
«Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам».
Сами же исповедники Старой Веры называли себя “староверами” или “староверцами.
Брачные союзы раскольников, а также рождение детей не записывалось в метрических книгах. Единственное исключение – это запись о смерти. Раскольников можно было записывать в метрические книги в случае их смерти при наличии 2-х свидетелей без отпевания и без возможности захоронить на церковном приходском кладбище. Их хоронили на кладбище раскольников, если раскольников было много и были раскольничьи поселения, либо, если были одиночные раскольники, то родственники сами искали место захоронения, но только не при церковном кладбище.
При этом их не причащали и не отпевали, просто, делали запись в метрической книге с констатацией смерти раскольника.
Обратив на это внимание, я самым внимательным образом ещё раз просмотрела метрические книги с 1911 года по 1946 год, которые сохранились на данный момент и были, скажем так, читабельны. Искала информацию об умерших раскольниках во всех деревнях Юксовского прихода. Стала выписывать сведения и поняла, что, практически, во многих деревнях, которые относились к нему, жили раскольники. С каждым годом их становилось меньше и меньше. Многие принимали веру официальной церкви, и отходили от канонов раскольничества, особенно – молодые, которые, создавая семьи, переходили в официальное православие. Что и показано на примере моих предков.
Именно Олонецкая губерния и стала колыбелью и театром действий последователей старообрядчества и только потом распространилась на другие территории России. Что касается юксовских деревень, относящихся к Юксовскому приходу, то это государственные земли (Погост в Юксовичах же на озере на Юксе - царя и великого князя земля), бывшей одновременно вотчиной новгородского Ивановского монастыря (Росткинского монастыря). По Писцовой книге 1616-1618 гг. эти земли относились к Остречинскому погосту, Новгородского уезда, Заонежского погоста, дворцового округа. И, соответственно, священник был с Новгорода поставлен для управления юксовским приходом. А когда начали вносить изменения в богослужебные правила в 1653 году, то уже именно с этого времени начинается противостояние Никона и приверженцев прежних обрядов.
Делаю вывод, что священник, возглавлявший Юксовский приход, поставленный служить Новгородской Епархией, не принял новшества Никона, и именно он и стал первым раскольником на этих территориях. Ничем другим нельзя объяснить практически полную принадлежность здешних людей к расколу. И если даже в начале 18 века раскольников было ещё достаточно много, то несомненно их было в разы больше в более ранний период. На это же указывает и наличие раскольнического кладбища в Юксовском приходе, а также «пропавшая деревня» Старая Тарага на берегу Юксовского озера, появившаяся потом после 1880 года, практически, спустя век. Первое же упоминание о Новой Тараге (Новый Починок) датируется по найденным мной на данный момент документам, начиная примерно с середины 18 века (материалы 3-й переписи и исповедные росписи 1769 года). На многочисленность здесь приверженных старой веры крестьян указывает не только большое количество найденных (явных) раскольников, записанных в метрических книгах с констатацией факта их смерти, но и скрытых. Опять же возьмём 2 семьи из деревни Новая Тарага (Новый Починок). Мухины впервые пришли на исповедь только в 1806 году, хотя были в переписях среди первых жителей Нового Починка. А мои предки пришли впервые на исповедь только в 1854 году, то есть практически спустя век проживания на этих территориях. По ревизским сказкам видно, что создавались семьи, рождались дети, умирали, но записей в метрических книгах Юксовского прихода, фиксирующих эти события в семье моих предков, более века не было. Эти важные таинства они совершали в другом месте и в присутствии своего священника (их называли «Учитель» сами раскольники и «раскольнический поп» - официальные власти и официальное духовенство). И, вероятно, таких, как мои предки, было много. К тому же целая деревня Юшина гора ни разу не зафиксировала ни одной записи о проживающих в ней крестьянах о совершаемых таинствах рождения, венчания и смерти в Юксовском приходе, к которому она относилась. Эта деревня указана на карте Шуберта 1826-1840 годов. Нашлась и единственная за сто лет запись в метрической книге незадолго до революции о рождении ребёнка в деревне Юшина Гора Юксовского прихода. Об этой деревне есть упоминания в журнале боевых действий 114-й дивизии: «противник из р-на Соболевщина и Юшина Гора выпустил по ю. Баракам около 100 мин и снарядов…»
Именно раскольники сохраняли идентичность исчезнувшей ныне деревни, максимально отстранившись от мира. Рядом было раскольническое кладбище, а в деревне Отхожие Поля проживал и раскольничий поп. Думаю, что такой же «Учитель» был и в Юшиной Горе. Куда же делась Старая Тарага. Думаю, что тут имело место самосожжение. В Лодейнопольском уезде были раскольники-беспоповцы-филипповцы. Это самая фанатичная ветвь староверов. Часть крестьян, вероятно, уже примкнувших к официальной церкви, перешла на другое место и образовала деревню Новый Починок или Новая Тарага. Это название уже есть в 4-й переписи податного населения (ревизские сказки) и в исповедных росписях за 1869 год. А на специальной карте западной части России Шуберта деревня значится как Тара-Гора. А Старая Тарага появилась после 1880 года. В переписных листах 1920 года, хранящихся в фондах Карельского архива, есть списки домохозяев, с разного рода информацией. «Мухин Фёдор Григорьевич, 63 года. Деревня Старая Тарага (Кустово).Живёт здесь 33 года, женат. Читает и пишет. Сапожник. То есть с 1887 года.
(Смотрим метрические книги. «Фёдор Григорьевич Мухин, родился в деревне Новая Тарага в 1857 году. Его отец, Григорий Иванович Мухин, 1826 года рождения, тоже родился в деревне Новая Тарага и умер в 1897 году уже в Старой Тараге. Женился 15 февраля 1850 года, в 24 года, на Дарье Ивановне Спирковой, 21 года (также из Нового Починка), 1829 года рождения (род Спирковых также их деревни Новая Тарага, позднее проживающий в Старой Тараге( Кустово) Дарья Ивановна умерла в 66 лет, в 1895 году. Известно о 7 рождённых детях у Григория и Дарьи. Так вот, согласно переписи 1920 года, Мухины стали жить на старом месте, где когда-то в 17 веке проживала их семья и семьи Спиковых, Веселковых, Шелтозёровых с середины 1880 годов. А откуда же взялось название Кустово после революции, в годы советской власти? Один из Спирковых, а именно, Алексей Иванович Спирков 1825 года рождения, иногда записывался в метрических книгах, как Кустов. (В 1874 году родился в деревне Новая Тарага Пётр у Алексея Ивановича Кустова и Натальи Алексеевой). Но в дальнейшем, Пётр Алексеевич носил фамилию Спирков и умер под этой же фамилией в начале 20 века. То есть, Кустов, скорее была кличка, прозвище. Люди, предки которых жили на месте сгоревшей деревни, никогда про неё не забывали. А на месте пожарища появилась молодая поросль. Молодой лес-кусты. И, вероятно, именно Спирковы, первыми и вернулись на место Старой Тараги.

← Назад к списку новостей