Александро-СВирское братство
11.11.2019
АЛЕКСАНДРО-СВИРСКОЕ БРАТСТВО
Историк Максим Пулькин подготовил интересный доклад о братствах дореволюционного периода в Карелии. В этом докладе читаем:
"В 1892 году было создано братство Александро-Свирское. Во главе братства стоял епископ Олонецкий и Петрозаводский. Текущими делами заведовал главный совет.
Он разработал нормативные документы: инструкции о ведении
миссионерской работы, руководство об организации собеседований духовенства и прихожан. В уездах братство представляли отделения. Они заведовали повседневной работой: наблюдали за учебным процессом в приходских школах, содействовали
в учреждении «противораскольнических» библиотек.
Деятельность братства осуществлялась силами многочисленных братчиков. Многие из них не только работали совершенно бесплатно, но и сами уплачивали взносы в казну братства. В число братчиков включались лица всех сословий и обоего пола. В зависимости от размеров взноса в казну братств они делились на почетных, действительных, пожизненных, членовсоревнователей и непременных. Священнослужители включались в число братчиков автоматически, по должности. Общее число членов братства в период его наибольшего расцвета, пришедшегося на предшествующие первой мировой войне
годы, составило 850 человек. С целью непосредственного контроля за ходом исполнения планов братство предполагало учредить особое карельское викариатство с пребыванием викария в Александро-Свирском монастыре. Было заявлено: "Мы были разбужены народом другой веры, устремившимся сюда, чтобы оторвать карел от России и от православной веры, которым они беззаветно всегда были преданы и ныне остаются преданными..."
К 1910 году братство стало заметной организацией в Карелии. Его отделения появились в Петрозаводске, Повенце, Пудоже, Вытегре, Лодейном Поле, Олонце и в с. Вознесенье. В число членов братства удалось привлечь «исключительно только одно интеллигентское население городов». Главным образом братству помогали местное духовенство и городская администрация. Основу деятельности братства составляли собеседования для местного населения на темы, в той или иной мере связанные с православным вероучением. Здесь братство, судя по его отчетам, добилось существенного успеха. Как указывалось
в его документах, «почти все население поголовно заинтересовано чтениями». На них являются даже не понимающие русского языка лица с единственною целью посмотреть демонстрируемые по ходу чтений «туманные картины» на евангельские темы. Для расширения круга участников чтений братчики по мере сил начали вести собеседования параллельно по-карельски и по-русски. Для того, чтобы
добраться до отдаленных карельских деревень, один из членов
братства изобрел «сумочные библиотеки». Они включали в себя
некоторое количество дешевых, но в то же время «очень полезных» изданий на карельском языке..."

← Назад к списку новостей