Кантеле бабы Фени
23.10.2018
КАНТЕЛЕ БАБЫ ФЕНИ
Уже девяносто лет в странах финно-угорского мира отмечаются в золотом от осеннего листопада октябре дни коренных народов. Громче звучат в это время песни и слова на родном языке, ярче обычных одежды и проникновенней речи о сбережении языкового многообразия на нашей планете, на которой с каждым годом народов становится всё меньше и меньше...
По мнению учёных, они так и будут, будто покрасневшие без должного тепла и света листья, отрываться от засохших корней своего рода и исчезать вместе с народной памятью, но можно замедлить этот неумолимый процесс с помощью тех, кто бережно передаёт собственным детям культурное наследие предков и учит их сохранять родной язык в роду для следующих поколений. Будет храниться сокровище материнской и отцовской речи своего народа в семье, не смолкнут слова предков и на близкой с детства улице, в деревнях, посёлках и городах.
На географической вершине Ленинградской области вепсский язык ещё слышится в старинной деревне Ладва. Правда, после того, как золотые ковры осени накроет белым покрывалом зимы, свет жизни будет, если не вырубят электричество, радовать прохожих в окнах лишь двух десятков постаревших вместе с хозяевами домов. А в доме народного писателя республики Карелия Николая Абрамова, в котором в муках рождалась вепсская литература, света зимой уже не будет.
Нет его уже несколько лет и в умирающем без хозяйского пригляда просторном доме бабы Фени Тараковой. Именно она, когда в Ладве по утрам мычало довольно большое стадо коров, поняла для себя важное. Раньше она жаловалась изредко заезжающим в деревню начальникам, перечисляя многочисленные беды родной деревни. Важные гости кивали головой как бы соглашаясь, что-то обещали, но ничего не менялось. Вот и стала баба Феня на пороге двадцать первого столетия поражать всё реже заезжающих на вершину Ленинградской области начальников своим рукотворным кантеле. Оголяла свою исхудавшую руку до плеча и перебирала обвисшие от старости жилы на ней скрюченными пальцами другой руки, как бы весело напевая при этом вепсские частушки. А потом говорила торжествующе опешившим гостям:
- Раньше я всё просила да плакала, а теперь веселю их, что покойников, они ведь далеки от жизни.
Этот номер она и мне показывала несколько раз, как редактору районной газеты. Тоже в её восприятии "мёртвому" делами начальнику. Даже после того, как помогал ей нести с поля свежескошенную траву для коровы. И было горько от её народной правды и от невозможности что-то изменить в её судьбе и в судьбе теряющей своих коренных жителей вепсской деревни. Она не была хвастливой и горделивой, обращая внимание начальства не на себя, а на беды своих земляков, с которыми разделила все горести и трудности от рождения и до самой смерти. Она была настоящей представительницей своего народа, скромной в общении с обычными людьми, трудолюбивой и незлопамятной...
Кантеле бабы Фени Тараковой напоминает мне вековые традиции блаженных правдолюбцев Руси, которых боялись даже цари и взывает из прошлого к продолжению работы по сохранению культуры исчезающих коренных народов малой родины своими силами...
В программах официальных мероприятий Ленинградской области, Лодейнопольского и Подпорожского районов не заметил событий, связанных с традиционным проведением в разных регионах России и в других странах уже девять десятилетий дней коренных финно-угорских народов. Боюсь, что и в Доме дружбы Ленинградской области сегодня охранник не пустит нежданных гостей из дальних вепсских или ижорских деревень, хотя я напомнил на комиссии президентского совета по правам человека его руководству, что даже в частном ресторане "Мё" Санкт-Петербурга хозяин готов бесплатно угостить чаем с калиткой знающих родной язык соплеменников.
Только уже через пару дней после этого представитель ООН Дмитрий Харакка ждал перед закрытой дверью Дома дружбы 15 минут, чтобы его пустили в заранее назначенное время для продолжения важного разговора о правах води, вепсов и ижоры. К сожалению, из активистов вепсского народа никто на доработку конкретных рекомендаций для совета при президенте России не приехал, поэтому остаётся надеяться, что в них записаны озвученные при первой встрече предложения, ведь именно право принимать на земле своих предков важные решения об использовании природных ресурсов и родного языка сейчас нужней всего исчезающим народам русского Севера. Одними песнями, плясками и выставками язык и культуру не спасти...

← Назад к списку новостей