История нашей железной дороги
06.08.2018
Впервые о железной дороге в Присвирье стали писать в "Санкт-Петербургских ведомостях" ещё в 1846 году.
Автор возмущался, что железные дорогие в России строят из иностранных рельсов, хотя уже тогда наше железо по качеству было лучше. Он предлагал, организовать рельсовое производство в оружейной кузнице страны, которой считались пушечные заводы в Петрозаводске. Дополнительным аргументом считалось обилие в нашем краю лесов, как основы для заготовки основного топлива паровых котлов - дров. Через несколько десятилетий наши мыслящие земляки-инженеры подумывали о прокладке железной дороги вдоль всей Мариинской водной системы, чтобы обеспечить Петербург круглогодичной и более надёжной транспортной артерией. С конца девятнадцатого века губернское начальство стало постоянно обращаться в правительство с предложением строить железнодорожную линию в столицу Олонецкой губернии с её богатыми природными ресурсами и важными путями на Север, в Финляндию и в Заонежье. Было даже указано, что среди карелов зреет желание присоединиться к близкому по культурным и языковым традициям Финляндскому княжеству. Это, вероятно, сильно встревожило императора Николая Второго, и он уже в июне 1902 года подписывает высочайшее повеление о прокладке железной дороги на Петрозаводск. Через двести лет после начала строительства Олонецкой корабельной верфи в Лодейном Поле проводятся изыскательские работы по прокладке через него железнодорожной ветки. Правда, в этот же период рассматривается вариант пути через Свирицу на Олонец. Но ровно через год император на специальном совещании по реализации данного проекта повелевает его отложить из-за больших затрат при недостаточной уверенности в экономической выгоде для России железной дороги на Кольский полуостров. Предлагается провести дополнительные исследования специалистами, чтобы развеять сомнения. Губернское начальство десять лет после этого пытается убедить царя и министров, что дорога через Петрозаводск будет полезной для России. Губернское земское собрание даже выделило в 1909 году из казны 15 тысяч рублей из фонда подъездных путей на необходимые для обоснования проекта исследования, которые принесли долгожданное решение

← Назад к списку новостей