Гора конских душ
29.05.2018
ГОРА КОНСКИХ ДУШ
В своих путешествиях по деревням Присвирья стараюсь запоминать житейские истории и легенды, пересказанные их обитателями. Особенно интересно сравнивать их с публикациями былых времён, научными изысканиями и официальными версиями...
Вот и в этот раз всё хотелось узнать, как коренные жители Андреевщины, и окрестных деревень, ещё не забывшие родной карельский язык, воспринимают близкое их дедам и прадедам название Кондуши. Если копаться в этимологии, то в корне этого слова, ставшего именем для поселений не только в нашем регионе, но и в Карелии, а также в Вологодской области, звучит в переводе на русский язык либо двор, либо медведь, а специалисты больше склоняются к первому варианту, хотя края наши издавна считались медвежьим углом. А сами карелы, которые Кондушами называют в общении между собой и ту же Андреевщину, давшую имя от одной из деревень всем остальным лишь в прошлом веке, ищут в близком их финно-угорской душе названии русский след. Бытовала версия местной учительницы, что здешние каторжане ставили на кон души, а делегат съезда карельского народа Геннадий Васильев проникновенно в былинном духе рассказал:
- Когда царь Пётр корабли-то на Свири повелел ладить, лучший лес с наших гор стали возить. Видали, какие у нас ели да сосны растут? На лошадках возили. А брёвна-то тяжёленные были, не обхватишь! Хоть и с горы их к Свири волокли, рвали лошадки-то и верёвки и душу... Много леса и коней тогда полегло. Вот и прозвали люди деревню конские души...
И ещё рассказал Геннадий, пока топилась поставленная им баня по-чёрному возле старого отцовского дома, что его деда Ивана Ивановича сапожному делу обучил мой дед Фёдор Иванович, слава о мастерстве которого гремела от Мурманска до столицы. И фотографию показал близкого сердцу образа в будёновке. И покрутили мы в подклете каменные жернова с насечками, вспоминая, какие славные пекла его мама калитки и ватрушки из сметаны, масла и молока от своей коровы, как перемалывали этими жерновами пропаренный овёс на толокно и какие чудные были в этом доме волнушки со своей рассыпчатой картошкой. Землю на огороде под знакомыми с детства окнами я попробовал шевельнуть стальной бороной, с ностальгией глядя на ставший ненужным стог, стоящий уже несколько лет...
Геннадий показал среди старой утвари и приспособление для нарезки на покрытии крыши борозд для стекания дождевой и талой воды. А у его соседа Николая мы увидели ранее не встречавшийся в других домах деревянный желоб. Оказывается, зимой по нему сбрасывают, не выходя на холодную и ветреную улицу кухонные нечистоты...
Даже версий по поводу происхождения названия Пога у местных представителей карельского народа не оказалось. Это имя также встречается и в иных местах. В нём угадывается известный финно-уграм корень движения "га", а виды в Поге такие манящие, что тянет начать путь либо к Самбатуксе, до которой пару часов ходьбы, либо к Свири, которая кажется ещё более близкой. В свидетельстве о рождении моей матери записана здешняя деревня Папово. Старожилы припоминают часовни, так что можно порассуждать и над названием Попова Гора...
Открыл Геннадий и старую тайну, которая давно меня волновала. Известно, что в девятнадцатом столетии у крестьян Присвирья было право брать муку из затонувших в Свири пароходов. На эту тему были даже публикации о том, что лоцманы порой специально вели груз с мукой на камни и мель, чтобы обеспечить в голодные годы земляков и родню хлебными запасами. Мне было не ясно, что можно было сделать с промокшей в реке мукой. А оказывается, в мешках она покрывалась от воды непроницаемой коркой толщиной в несколько сантиметров, оставаясь внутри вполне пригодной...
Пётр Васильев

← Назад к списку новостей